Генадзь Раманаў (araty) wrote,
Генадзь Раманаў
araty

Category:

Ящик Че Гевара.

Когда двенадцать лет тому я переехал в Павловку, то слуцкий рынок был совсем другим - стояли торговые ряды, построенные еще при СССР, а на этих рядах торговали и предприниматели, и крестьяне. Перекуп еще только зарождался - те, кто торговал вырощенной собственноручно картошечкой и укропчиком, прикупали помидоры-огурцы у пинчуков, скорее чтобы привлечь покупателя. Но они быстро сообразили где настоящие деньги, как решить вопрос с местами и "законностью" их деятельности, и как выдавить с рынка основных конкурентов - настоящих производителей сельхозпродукции, в том числе и пинчуков.

А тогда пинчуков на слуцком рынке было много. Они, как и столинцы, еще при СССР строили теплицы и выращивали огурцы и помидоры. Советская власть сражалась с их "нетрудовыми доходами", ломали теплицы, сносили бульдозерами. А они боролись за свое право честно трудиться на своей земле и быть хозяевами своего труда. Доходили до Верховного Совета СССР. Выстояли.

.... Среди этих многочисленных, уже забытых мной пинчуков, выделялись "ящики". Они приезжали на двух машинах с прицепами - глава семьи, суханький, невысокий, сгорбленный от тяжкого труда мужчина лет семидесяти и трое-четверо сыновей-дочерей-невесток, становились на четыре-пять мест и ставили самую низкую цену на рынке. "Ящиками" их звали потому, что когда уже все перешли на бананки, они продолжали возить в деревянных ящиках советского образца. Глава семейсвта , когда ему предлагали купить бананки, говорил :" А што вашыя бананки? Вот яшчыки!..." , подразумевая под этим, что бананка, конечно же, очень удобная тара, но она размокает, не защищает помидоры от сильных ударов, её нельзя отремонтировать - в общем что то не надежное, не спрадвечное.

Но собственно не этим "ящики" выделялись среди своих земляков - они могли поставить цену ниже оптовой, но при этом никогда не сдавали свои помидоры оптом. Когда ктото из перекупа обращался к главе семейства со словами "Ну чё ты валишь цену? Давай я тебе больше даже дам!", то старый спокойно отвечал : " Мы з сынами зиму гатовим дровы, ладзим цяплицы. Потым весну росцим расаду, капаем, садзим, топим, спим у цяплицах. Летам паливаем, пасынкуем, абирае. Ад спеки бывае аж млеем. А вы, маладыя, здаровыя, не можаце пасадзиць две сотки памидорау, каб сваим таргаваць?! Не буду кармиць гультаёу"

Уже года три старый не ездит на рынок - возрост. Да и вообще пинчуков мало приезжает - все менше желающих самим работать в теплицах, больше сторят на десятки соток, нанимают дешевую рабочую силу, берут объёмами, сдают оптом. Из "ящиков" приезжает только один сын, да и то уж цену не валит, сдает оптом. Перекуп выиграл в этой войне. А я до сих пор помню старого "ящика", помню то, как спокойно он говорил свои слова. Я вот истерю, крычу, что-то доказваю, даже пишу этот пост, тчобы что то доказать. А Ящик ничего не доказывал, он просто знал, что правда на его стороне. Именно не верил, не понимал, не осозновал, а знал. Знал, как мы знаем, что скоро наступит осень, что после ночи будет день , что все мы смертны. И он отстаивол свою правду, свою справедливость. Смешно, наивно, донкихотски. Но достойно. А его все считали и считают просто старым дураком.

Че Гевара то же воевал за правду и справедливость . Все мы знаем Че по плакатам, на которых он изображен в армейской форме, часто на фоне, или рядом с автоматом. Он герой. А Ящик - дурак. Почему? Потому что Ящик проиграл в своей войне за справедливость? Так и Че не выиграл. Потому, что Че Гевара геройски погиб? Не факт. Вот возьмём воздушный таран. Чтобы он мог свершиться, должны встретиться два равных по мастерству и мужеству пилота, ибо ежели мастерство одного выше, то он обыграет противника, а ежели одному из них не хватит мужества, то он свернет. Т.е. два равных по мастерству и мужеству пилота осознанно идут на практически верную смерть, а героем будет тлько один. Так может Че герой, потому, что убил много врагов, а Ящик никого в своей жизни не убил? Как то не по христиански получается.

Когда то давно читал одну легенду о том, как возникла одна великая империя где то на месте Персии. А может и Персия. А может и нет - не помню, посему своими словами, как притчу.

Тысячи лет тому на севере цивилизованных, развитых по тем меркам государств и городов, жило полудикое племя кочевников. Они совершали набеги на южан, воевали между собой, но чаще жили своей простой, бедной, монотонной, ни чем не приметной жизнью. И жили бы дальше себе так, но однажды один из вождей собрал всех кочевников возле огромных зарослей тростника и заставил их рубить этот тростник. Рубить с утра до ночи, рубить без отдыха, рубить под палящим солнцем. Давал им только пресные лепешки и простую воду. И так три дня. А потом "накрыл поляну", и кочевники три дня пили, гуляли, плясали. На седьмой день своего эксперимента вождь обратился к своему народу "Дорогие соплеменники, вы три дня рубили камыш, питаясь пресными лепешками, а потом три дня пировали - что вам больше по душе?" Думаю вы сами догадались, каков был результат плебесцита. И тогда вождь бросил приблизительно следующий клич " Так какого хера мы сидим здесь, в болотах, когда там, на юге, много богатых городов, завоевав которые не только мы, но и наши дети и внуки будут пировать всю свою жизнь!" И стль велик был страх всю жизнь работать, что страх смерти отступил. И пошли они на юг, и завоевывали и грабили города, и убивали, порабощали завоеванные народы. И создали великую империю . И стали героями - о них слогали песни и легенды, одну из которых прочел и я.

Вообще то эта легенда подавалась в том смысле, что мол лучше погибнуть за достижение своей цели, чем быть рабом и всю жизнь тяжело трудиться. Мы считаем тех далеких предков дикорями, т.к. мы создали все блага на земле и вырвались в космос, но порою мне кажется, что ментально, психологически мы в том же рабовладельческом строе живем.
Tags: мудролюбство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments